ОБЩИЙ ЗНАМЕНАТЕЛЬ
Они все готовы калымить, вкалывать и батрачить. Сегодня «путинское поколение» на коне. Они готовы завоевывать мир и считают себя самым прогрессивным и адаптированным к жизни поколением чуть ли не за всю российскую историю. Во многом они правы - на их стороне технический прогресс, смелость, присущая молодым, и запас времени впереди. Но уже через несколько лет их начнет поджимать следующее «поколение Z», пока совсем никому не понятное. И вот какие проблемы будут у «игреков» и «зетов», социологи предугадывать не берутся. Ведь Россия - страна с устойчивой исторической традицией: у нас то, что будет завтра, предсказать нельзя. Даже в самые стабильные времена.
С ЦЕЛЬЮ ПО ЖИЗНИ
За последние шесть лет набор ценностных ориентиров молодежи принципиально не изменился, но акценты значительно сместились. По опросам фонда «Общественное мнение», проведенным в 2002-м и 2008 годах среди 16–25-летних, с годами наша молодежь становится целеустремленнее.
ЯППИ - 19% молодежи
Несколько моложе представителей остальных типажей: 16–17-летние составляют 28% группы; преимущественно это девушки (62% против 38%)
Работа мечты:
предприниматели, бизнесмены
Критерии выбора работы:
возможность профессионального роста; высокая заработная плата
Способы проведения досуга:
спорт; туризм; танцы, дискотеки
Любимые места отдыха:
кафе, ресторан; ночные клубы; спортклуб, бассейн
Ориентированы на индивидуальный труд, а для этого стремятся получить второе (и даже третье) образование и окончить аспирантуру. Главная цель – самореализация, и ради нее чаще, чем остальные, готовы к рискам и жертвам: рабочий день по 12–16 часов, риск для здоровья. Отличаются индивидуализмом, желанием выделяться из толпы, уверенностью в себе, заботой об имидже. Спортивны, «тусовщики», готовы к переменам, успешней, чем остальные, освоили такие блага цивилизации, как автомобиль, интернет и салоны красоты.
ГОСРЕЗЕРВ - 16% молодежи
Преимущественно молодые люди в возрасте 21–23 лет; больше женщин (56% против 44%).
Работа мечты:
юристы, адвокаты, сотрудники МВД, ФСБ, МЧС
Критерии выбора работы:
возможность продвижения по службе; престижность работы; гарантированный социальный пакет
Способы проведения досуга:
музыка (пение); общение с друзьями; спорт; чтение; кино
Любимые места отдыха:
кинотеатр; библиотека; парк
Чаще других претендуют на должность руководителя самого высокого уровня; демонстрируют «аскетизм» – ради карьеры готовы отказать себе в отдыхе и развлечениях; ценят работу больше, чем личную жизнь; откладывают рождение детей до получения квалификации, достойной должности и собственного жилья; готовы к рискам, которые помогут профессиональному росту и продвижению по службе; консервативны, комфортнее себя ощущают в ситуации стабильности, предпочитают быть похожими на остальных.
ОФИСНЫЙ ПЛАНКТОН - 20% молодежи
В основном молодые люди 18–20 лет с одинаковым представительством мужчин и женщин
Работа мечты:
в равной степени интересуются всеми профессиями и сферами деятельности: менеджеры, юристы, бухгалтеры, маркетологи, программисты и др.
Критерии выбора работы:
высокая заработная плата; интерес к работе, отношения в коллективе; возможность профессионального роста
Способы проведения досуга:
особых увлечений нет
Любимые места отдыха:
ночной клуб; интернет-кафе; кафе, ресторан
Стремятся сделать карьеру, но столь же ценят и деньги, и «брак по любви». Не готовы к серьезным рискам ради достижения своих целей, хотя не исключают переезда в другой город ради работы. Трудоголиков и предпочитающих работе отдых – поровну. Более других декларируют стремление к достатку, причем деньги для них – инструмент удовлетворения других потребностей. Половина предпочитает стабильность, треть – перемены, стараются выделяться из толпы, но не инициативны и аполитичны. Хуже, чем «госрезерв» и «яппи», приспособились к современным технологиям, хотя успешны в работе за компьютером и пользовании интернетом.
БЮДЖЕТНИКИ - 13% молодежи
Заметно больше женщин (64% против 36%)
Работа мечты:
врач, учитель, научный работник
Критерии выбора работы:
интерес к работе; удобный график; комфортный способ добираться до работы; возможность получения жилья
Способы проведения досуга:
чтение; музыка (пение)
Любимые места отдыха:
библиотека; дом культуры, клуб
Удивительным образом сочетают в себе черты и традиционной советской «достижительной культуры», и новые качества. Одинаково ориентированы на получение образования, счастье в личной жизни и любимую и высокооплачиваемую работу, при этом не стремятся к серьезному продвижению по службе. Рисковать ради своих целей готовы мало – в лучшем случае потерпеть тяжелые бытовые условия. Однако считаются самыми большими трудоголиками, которых можно мотивировать и деньгами (премии, выплаты), и моральным поощрением (похвалы, грамоты). Чаще других предпочитают не выделяться из толпы и ощущают комфорт в ситуации стабильности.
ПРОЛЕТАРИИ - 17% молодежи
Группа преимущественно мужская (65% против 35%), больше «старшей» молодежи – в возрасте 24–25 лет (24%)
Работа мечты:
затрудняются назвать «работу мечты», не ориентированы на конкретную сферу занятости, предпочитая работу в коммерческих организациях
Критерии выбора работы:
хорошая заработная плата; хорошее начальство; близко от дома
Способы проведения досуга:
рыбалка и охота
Любимые места отдыха:
практически не посещают
Мало ориентированы на карьеру, не стремятся к успеху, более половины не планируют продолжать образование. При этом весьма меркантильны: для 48% деньги – главное понятие в жизни, хотя чаще остальных признают, что важнейшая ценность – это труд. Верят в справедливость и указывают, что нуждаются в материальной помощи родственников. Видят себя исполнителями, но больше, чем остальные, ценят только собственное мнение. К рискам не готовы, если не считать тяжелый физический труд – здоровье у них отменное. Что касается семейной жизни, то у 29% «пролетариев» уже есть дети, еще четверть говорит «как получится, так получится». Из веяний современного общества хорошо освоили только покупку товаров в кредит.
ГЕРОИ СВОЕГО ВРЕМЕНИ
Теорию поколений разработали американцы - демограф Нейл Хоув и историк Уильям Штраус. Они первыми обратили внимание на конфликт поколений, связанный не с возрастом «отцов и детей», а с ценностями, которые у них формируют те или иные внешние факторы: исторические события, социальные, экономические и технологические процессы. Авторы проанализировали историю США и выявили определенные периоды, когда большинство людей обладает сходными ценностями. Для российской действительности теорию поколений адаптировали Евгения Шамис, психолингвист, преподаватель Академии народного хозяйства при правительстве России, и Алексей Антипов, психолог, преподаватель Института психологии и педагогики.
1901 – начало нового века
1905–1907 – русская революция, начало парламентаризма
1914–1917 – Первая мировая война
1917 – Февральская и Октябрьская революции
1917–1923 – Гражданская война, военный коммунизм
1922 – образование СССР
1921-1930-е - НЭП
1929 – начало массовой коллективизации
1933 – появление советского телевидения
Индустриализация
1937–1938 – пик сталинских репрессий
1941–1945 – Великая Отечественная война
1943 – начало применения первых антибиотиков
1946 – Фултоновская речь Черчилля. Начало холодной войны
1949 – испытание СССР атомной бомбы
1953 – смерть Сталина
1953–1964 – хрущёвская «оттепель»
1957 – запуск первого искусственного спутника Земли
1958 – всеобщее обязательное 8-летнее образование
1961 – полет Гагарина в космос
Первые пластические операции в СССР и создание противозачаточных таблеток
1968 – Пражская весна
1974 – арест и высылка из страны Солженицына
Гонка вооружений
1979-1989 – война в Афганистане
1985 – перестройка
1986 – взрыв на Чернобыльской АЭС
1987 – первые зарегистрированные случаи СПИДа в России
1991 – ГКЧП, Беловежские соглашения о ликвидации СССР
Рост потребления наркотиков и суррогатного алкоголя
1993 – путч
1994 – зарегистрирован национальный домен .RU
1994–1996 – 1-я чеченская война
1998 – дефолт
2002 – захват заложников на Дубровке (Москва)
2004 – захват заложников в Беслане
Эпоха брэндов и кредитов
ПОКОЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЕЙ
Годы рождения: 1900–1923
Формирование ценностей до 1933 г.
Ценности: трудолюбие, ответственность, вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, категоричность суждений
МОЛЧАЛИВОЕ ПОКОЛЕНИЕ
Годы рождения: 1923–1943
Формирование ценностей до 1953 г.
Ценности: преданность, соблюдение правил и законов, уважение к должности и статусу, жертвенность, экономность
ПОКОЛЕНИЕ БЕБИ-БУМЕРОВ
Годы рождения: 1943–1963
Формирование ценностей до 1973 г.
Ценности: оптимизм, идеализм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, в то же время коллективизм и командный дух, культ молодости и здоровья
ПОКОЛЕНИЕ Х (НЕИЗВЕСТНОЕ ПОКОЛЕНИЕ)
Годы рождения: 1963–1983
Формирование ценностей до 1993 г.
Ценности: готовность к изменениям, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов
ПОКОЛЕНИЕ Y (ПОКОЛЕНИЕ МИЛЛЕНИУМ)
Годы рождения: 1983–2003
Формирование ценностей до 2003 г.
Ценности: оптимизм, адаптация к изменениям, общительность, уверенность в себе, глобальная информированность, ответственность, семья, планирование, умение подчиняться, стремление к немедленному вознаграждению
ПОКОЛЕНИЕ Z (ПОКОЛЕНИЕ «ДРУГИХ»)
Годы рождения: 2003-2023
Русский Newsweek, 19-25 мая 2008г.
Елена Черненко, Елена Рыклина
|