СНО "МОНИТОРИНГ"Вторник, 07.05.2024, 20:21

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта

Главная » 2009 » Март » 2 » Тимбилдинг в российском климате
Тимбилдинг в российском климате
00:42

Министерства и ведомства, если судить по их официальной организационной структуре, состоят из отделов, управлений и департаментов. Если же повнимательнее присмотреться к изменениям в телефонных справочниках и к тому, кому «расписывают» документы, то оказывается, что наиболее устойчивым элементом устройства современного российского государства, фактически его фундаментом, являются команды каждого из ключевых чиновников: президента, министра, губернатора...

Команда объединяет от трех до десяти чиновников, для которых личная лояльность первому лицу значимее и личного интереса, и служения обществу в целом. Значит, без знания основных типов команд трудно предугадать последствия очередного периода «активного государства», переживаемого сегодня.

От обойм – к командам

Превращение государственной службы в командную работу – сравнительно недавнее явление. В советское время, по свидетельству Ольги Крыштановской, более распространенными были «обоймы» сторонников того или иного партийного лидера, причем свои «обоймы» имел весьма ограниченный круг высших руководителей. «Человек команды» – это нынешнее явление, потому что в советское время об этом как-то не думали: человек я команды или нет?» – говорит начальник отдела федерального министерства (здесь и далее цитируются интервью, проведенные в рамках исследовательского проекта Наталией Апариной, Евгенией Гвоздевой, Светланой Глинкиной, Карин Клеман и автором). Сегодня же свои «команды» начинают строить с уровня заместителя директора департамента, а этот термин стал одним из самых распространенных в чиновничьем «фольклоре».

При анализе текстов 64 интервью, взятых в рамках проекта, 312 отрывков (или 8,6% от закодированных 3625) напрямую относятся к обсуждению команд в различных формах. Ни один другой сюжет даже не приблизился по частоте упоминания к теме команд. Количественный анализ частоты упоминания различных слов показывает, что «команда» и близкие по смыслу словосочетания используются собеседниками чаще слов, соответствующих другим ключевым темам интервью (иерархия, коррупция, функционал, регламенты и др.). На «команду» пришлось 563 слова и словосочетания (для сравнения: на «иерархию» – 451, на функционал – 436).

В чем причина подобной популярности командной темы? Команды выполняют несколько ключевых функций, начиная с обеспечения выживания ее членов в условиях жесткой конкуренции внутри аппарата, которая в условиях кризиса лишь обостряется: где еще, как не на государственной службе, найдешь стабильно высокий заработок, помноженный на властные прерогативы? «Ну, действительно, законы выживания-то волчьи, выживание в этой бюрократической системе очень непростое и можно идти только командами, а команды строятся на основе каких-то очень долгосрочных отношений» (бывший директор департамента федерального министерства).

Далее, именно члены команды обеспечивают принятие и исполнение большинства ключевых решений. Если чиновник кому-то и доверяет, то прежде всего – «своим», другим членам команды. «Если есть команда – в команде доверяют» (директор департамента в федеральном органе власти).

Именно командами происходит «миграция» из одного подразделения в другое, когда получающий новое назначение руководитель приводит за собой «своих», иногда вплоть до водителей и секретарш. «Необходимость работы в коллективных действиях предполагает запас кадровых полномочий у руководителя – он может привести с собой своих несколько человек» (главный советник в федеральном органе власти).

Именно с помощью команд удается минимизировать опасность коррупционных скандалов, несмотря на ужесточение антикоррупционного законодательства: первые лица предпочитают избегать прямого участия в схемах «распилов» и «откатов», действуя по преимуществу через доверенных лиц. «Есть такие команды, где [имеются] ключевое лицо и «прицеп». При этом ключевое лицо вне подозрений, а «прицеп» входит в черные дела» (бывший заместитель федерального министра).

Ключевым элементом для понимания внутренней динамики команды является то, как выстроены отношения между ее первым лицом и остальными членами. Здесь возможны два варианта, которые мы условно назовем Зидан (сияние первого лица оставляет всех остальных в тени) и dream team (каждый из членов команды солирует в определенной области – в зависимости от своего функционала, то есть профессиональных качеств и обязанностей).

Зидан, или Команда одного игрока

Сравнение с Зиданом было подсказано одним из собеседников, начальником отдела в региональной администрации: «Быть игроком командным, это значит вовремя пас отдать, не тянуть одеяло на себя. И постоянно уничтожать в себе личность... Футболисты, например, говорят: «Ну вот что ты из себя Зидана изображаешь»?.. Сказали тебе, самому по воротам не бить, а отдать ему, ты обязан отдать». Забавно, что этот принцип соблюдается даже при игре чиновников в реальный футбол: «Это не очень искренний футбол, когда люди подыгрывают [руководителю], когда футбол продолжается до того времени, пока [его] команда не будет выигрывать» (руководитель подразделения в администрации субъекта Федерации). На татами, надо полагать, право на проведение наиболее эффектных приемов тоже имеют далеко не все.

Реально команда одного игрока означает, что ее лидер должен быть на голову выше остальных: «Если я директор шахты, то я понимаю больше, чем главный инженер, больше, чем главный бухгалтер, больше, чем механик. Иначе как я могу руководить, как я могу принимать решение?» (бывший региональный руководитель). Если «главный бухгалтер» или «механик» начинают «брать игру на себя», их ставят на место. «Он [первое лицо] – солнце. Между ними должна быть очень большая разница, иначе он не будет выделяться на их фоне. У Х. то же самое было... И, естественно, он их там любил стравливать, это нормальная ситуация – террариум единомышленников» (бывший директор департамента в федеральном министерстве).

Dream team, или Команда как созвездие

Модель команды звезд, в которой руководитель – лишь первый среди равных, условно называется dream team тоже не случайно. Примеры без труда можно найти в Северной Америке – как в профессиональном спорте, так и в политике. Взять, например, находящуюся в процессе формирования администрацию Барака Обамы. Каждый из ее членов – Хиллари Клинтон (глава Госдепартамента), Тимоти Гейтнер (кандидат на пост главы Федерального казначейства), Роберт Гейтс (действующий глава Министерства обороны), Стивен Чу (государственный секретарь по вопросам энергетики и нобелевский лауреат 1997 года по физике) и другие – является состоявшейся звездой, способной при определенном раскладе затенить первое лицо. Несмотря на это, или именно поэтому, в числе номинантов только звезды.

На российской почве данная модель редко, но все же встречается. Взять свидетельство бывшего (в 1990-е годы) губернатора: «[Члены команды] не были моими людьми. У меня совершенно другой принцип... – брать лучших. Не важно, какая у них была национальность, вероисповедание, партийная принадлежность, любят они [меня] или ненавидят». Или взять опыт действующего руководителя подразделения в администрации субъекта Федерации: «Была подобрана команда специалистов, каждый из которых на своем участке гораздо способнее, чем я... И этот мой принцип подбора кадров всегда именно таким образом – мне не нужен специалист, который в сфере, которой он занимается, знает меньше, чем я».

Сплотимся вокруг или вместе?

Кризис на первый взгляд делает шансы dream team на выживание в российском климате еще более призрачными: только и приходится слышать о кризисе как поводе для очередной мобилизации, сплочения вокруг «мудрого руководства» вместо раскачивания лодки (то бишь изображения из себя Зидана). При этом забывается, что оптимизм по поводу приходящей к власти в США новой администрации – тоже в условиях кризиса – вызван как раз ее звездным составом. Кризис требует неординарных способностей и решений, которые присущи именно Личностям, а не умеющим играть только вторым номером дублерам.
2009-02-25 / Антон Олейник
Независимая газета
Просмотров: 839 | Добавил: Alaost | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 Alaost  
0
Прекрасный пример социологического отчета на основе контент анализа и экспертного интервью

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Календарь новостей
«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск

Друзья сайта

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz